Новости и публикации компании СБС
Автомобильные магистрали России становятся полем битвы технологий и старых привычек. В 2024 году по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, курсируют уже 43 беспилотных грузовика.
Эти машины, в которых интеллект заменил человека за рулем, за год перевезут 390 тысяч кубометров грузов — это в пять раз больше, чем в 2023 году. Но что стоит за этими цифрами, и как искусственный интеллект меняет правила игры?
Скорость и экономия времени
Маршрут Москва – Санкт-Петербург теперь занимает у беспилотной фуры всего полтора дня вместо трех. Как отметил министр транспорта Роман Старовойт, ключевым преимуществом таких технологий стала круглосуточная работа, которую не прерывают ни усталость, ни человеческий фактор.
Эти умные машины не только решают проблему дефицита кадров в отрасли, но и задают новый стандарт эффективности. Если раньше транспортным компаниям приходилось мириться с ограничениями человеческого организма, то теперь искусственный интеллект может преодолеть до 1760 километров в сутки, значительно превышая показатели традиционного грузового транспорта.
Зарплаты водителей: битва за дальнобойщиков
Профессия водителя большегруза оказалась одной из самых высокооплачиваемых в России. В 2024 году средняя зарплата дальнобойщика достигла 207,6 тысячи рублей, увеличившись на треть по сравнению с прошлым годом. Компании готовы платить такие деньги, чтобы удержать сотрудников, но одновременно понимают: это не решение проблемы.
Содержание дальнобойщика стало настолько дорогим, что почти половина заработка транспортных компаний уходит на оплату труда водителей. Однако, как отмечает Виктория Цой, директор по персоналу одной из крупнейших транспортных компаний, одной зарплаты недостаточно.
Работодатели стараются улучшить условия труда: предлагают страхование жизни, компенсации и комфортные рабочие условия. Но в условиях дефицита кадров, когда компании вынуждены «перекупать» специалистов, многие видят будущее именно за автоматизацией.
Технологический прорыв в грузоперевозках
Первые автономные грузовики начали курсировать по магистрали М-11 в начале осени прошлого года. За относительно короткий период разработки продвинулись настолько, что теперь в ряде транспортных средств оператор переместился из кресла водителя в соседнее пассажирское место. Компании, такие как «СберАвтоТех» и СтарЛайн, тестируют автопоезда, которые самостоятельно обгоняют, перестраиваются и тормозят в сложных условиях.
Инженеры не упустили из виду и российский климат: для бесперебойной работы датчиков были разработаны системы очистки, способные справляться с грязью и снегом.
Искусственный интеллект: новые возможности
ИИ отличается не только высокой скоростью реакции, но и устойчивостью к нагрузкам. Благодаря отсутствию необходимости в сне и отдыхе, искусственный интеллект способен значительно увеличить суточный пробег. А операторы, которые управляют такими машинами дистанционно, могут одновременно обслуживать до 100 фур.
Разработчики активно тестируют и оцифровывают инфраструктуру дорог. Пока это касается трассы М-11, но планы амбициозны: в ближайшие годы автономные фуры появятся на магистралях М-4 «Дон» и М-12 «Восток».
Беспилотники против кадрового дефицита
Дарья Филина, руководитель департамента одной из крупнейших логистических компаний, уверена, что автоматизация — это не просто инструмент, а стратегическое решение. Рост объемов грузоперевозок, снижение затрат на персонал и повышение безопасности — лишь часть преимуществ.
На трассах уже курсируют фуры, которые работают днем, но компании стремятся внедрить ночные рейсы. Это позволит значительно увеличить объемы перевозок и снизить нагрузку на магистрали в часы пик.
Будущее без границ
Скоро мы станем свидетелями того, как искусственный интеллект полностью трансформирует транспортную отрасль. В 2025 году количество беспилотных грузовиков на трассе М-11 вырастет более чем в два раза, достигнув 93 единиц. А это только начало: российские дороги общей протяженностью свыше 1,5 миллиона километров ждут своей очереди на роботизацию.
В эпоху, когда технологии движутся вперед семимильными шагами, становится очевидно: беспилотные фуры — это не просто эксперимент. Это реальность, которая уже сегодня делает перевозки быстрее, дешевле и безопаснее.