Новости и публикации компании СБС
Авторы блога Dalnoboi.pro обратили внимание на проблемы и возможные риски, связанные с созданием централизованного списка транспортных компаний. Они рассмотрели, к чему может привести реализация этой идеи, если оставить её в текущем виде.
Чтобы понять, зачем вводится «реестр перевозчиков», нет необходимости изучать весь текст проекта закона с громоздким названием «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом...». Уже очевидно, что документ потребует доработок, ведь в нём обнаружено множество ошибок и несоответствий с действующими законами, что подтверждают заключения Правительства и Правового управления Госдумы.
Для понимания цели разработчиков достаточно рассмотреть несколько ключевых положений и связанных документов.
Манипуляции и цифры
Первое, что привлекает внимание среди представленных материалов к законопроекту, — это необоснованные утверждения и свободное обращение с данными.
Например: «В прошлом году было зафиксировано 9 893 дорожных происшествия, спровоцированных несоблюдением правил дорожного движения участниками, управлявшими грузовым транспортом. В результате погибло 1 588 человек, что превышает число жертв, связанных с действиями водителей пассажирского транспорта (176 человек). Ключевым фактором названа недостаточная регуляция сферы грузоперевозок, возникшая после упразднения системы лицензирования в 2009 году».
Разработчики уверяют, что лицензирование в сфере пассажирских перевозок снижает смертность. Но учитывают ли они, что количество автобусов значительно меньше, чем грузовых машин? Также автобусы реже движутся с высокими скоростями, что снижает тяжесть последствий аварий. То есть разница в статистике — это результат отличий в количестве транспортных средств и особенностях их использования, а не в наличии лицензий.
Кроме того, заявление о том, что отсутствие лицензирования приводит к таким последствиям, не подкреплено фактами. Лицензии в прошлом мало влияли на реальную безопасность перевозок, оставаясь просто формальностью.
Необоснованные обвинения и «серые схемы»
В законопроекте говорится о масштабных нарушениях, якобы характерных для 60% перевозок, которые совершаются по «серым схемам». Но кто и на основании чего делает такие выводы? Понятие «серые схемы» остаётся нераскрытым.
Часто перевозчики сдают свои грузовики в аренду водителям, оформленным как индивидуальные предприниматели, которые платят налоги. В чем здесь нарушение?
Если проблема действительно существует, то как реестр поможет её решить?
Новые риски для перевозчиков
Наказания, предусмотренные проектом закона, вызывают ещё больше вопросов. Если раньше нарушение ПДД влекло за собой штраф, то теперь предпринимателю грозит исключение из реестра и, по сути, потеря бизнеса.
Например, при обнаружении неисправности грузовика перевозчик обязан не только устранить её, но и представить доказательства, что ремонт был выполнен. Какого рода доказательства? Фотографии отремонтированных деталей? Письменные объяснения? А если речь идёт о времени отдыха водителя?
Такая процедура создаёт риск необоснованного исключения из реестра. Это может стать инструментом давления на бизнес и усилить коррупцию.
Выводы и предложения
Авторы блога убеждены, что вместо создания новых законов, которые сложно или невозможно исполнять, нужно пересмотреть уже существующие. Только реально работающие законы могут привести к порядку и безопасности в отрасли.
Создание реестра перевозчиков, как это предложено сейчас, не только не решает существующие проблемы, но и создаёт новые. Такой подход не защищает ни добросовестных предпринимателей, ни рынок в целом.