Новости и публикации компании СБС
Когда в сентябре вступили в силу обновленные требования к размещению систем фотовидеофиксации, многие ожидали, что число камер на российских дорогах значительно уменьшится.
Скептики утверждали, что изменения приведут к повсеместному сокращению контроля за соблюдением правил дорожного движения. Однако реальность оказалась куда сложнее и многограннее.
Что изменилось?
Согласно новым нормативам, камеры, фиксирующие нарушения, должны устанавливаться с учетом строгих критериев.
Например, в черте города устройства, контролирующие одну сторону движения, могут располагаться не ближе чем через километр. На загородных трассах это расстояние увеличивается до пяти километров. Исключение делается только для аварийных участков и перекрестков, где за год зарегистрировано не менее четырех дорожных происшествий.
Кроме того, в населенных пунктах камеры не могут находиться ближе 100 метров от начала зоны действия дорожного знака, обозначающего населенный пункт. Если на одном участке работают разные виды устройств, они не должны пересекаться по зонам контроля, чтобы не допускать неоднократного наказания за одно и то же нарушение.
Миф о массовом сокращении камер.
Прогнозы о резком сокращении числа камер не оправдались. На дорогах России продолжает работать около 50 тысяч комплексов фотовидеофиксации. Эти данные регулярно обновляются на сайте Госавтоинспекции, и включают как активные устройства, так и муляжи.
Хотя в ряде регионов их количество немного уменьшилось, в других, напротив, зафиксирован рост. Например, в Челябинской области за два месяца число камер увеличилось с 963 до 1042, а в Новосибирской — с 756 до 797. В Вологодской области изменения оказались еще более заметными: число комплексов выросло с 348 до 443. В то же время, в некоторых субъектах число камер сократилось. Так, в Ростовской области их количество уменьшилось с 272 до 235, а в Тульской — с 232 до 197. Тем не менее, общее количество устройств по стране остается на прежнем уровне.
Профилактика или наказание?
По мнению экспертов, камеры — это не только инструмент для фиксации нарушений, но и мощный инструмент профилактики. Член Общественной палаты РФ Валерий Солдунов подчеркивает, что даже муляжи и предупреждения навигационных приложений помогают водителям соблюдать правила.
— Если водитель снижает скорость, увидев предупреждение о камере, даже если это муляж, цель достигнута: риск ДТП уменьшился, — считает эксперт. В то же время, мнение о том, что камеры должны лишь фиксировать нарушения, теряет популярность. Современные системы используются для предупреждения потенциальных аварий, особенно на аварийно-опасных участках дорог.
Новый адрес — старый порядок.
Изменение правил привело к тому, что многие камеры были перенесены на новые участки. Например, в Подмосковье с 1 сентября поменяли местоположение 56 стационарных комплексов, а в Москве — 152. Подобные корректировки затронули и Татарстан, Башкирию, Якутию, а также Омскую, Свердловскую области и другие регионы.
По мнению экспертов, такие меры — это шаг к более справедливой системе. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что неправомерно размещать камеры, фиксирующие одно и то же нарушение, на слишком близком расстоянии.
— Однако если одна из таких камер переведена в неактивный режим или заменена муляжом, то это вполне допустимо. Водитель должен быть уверен, что система контроля служит его безопасности, а не становится инструментом двойного наказания, — отмечает Кадаков.
Итог: камеры остаются на страже безопасности.
Новые правила, хоть и вызвали массу обсуждений, не повлияли на общую ситуацию с контролем на дорогах. Камеры продолжают выполнять свою основную функцию — снижать число нарушений и предотвращать аварии.
Профилактика, а не наказание — вот принцип, который все чаще становится основой для изменений в этой сфере. И хотя система еще далека от идеала, нововведения демонстрируют движение в сторону справедливости и эффективности, что, в конечном итоге, помогает сделать дороги безопаснее для всех участников движения.