Цифровизация транспорта. Как будут внедрять беспилотные машины, телематику и навигацию в России
8 (800) 250-25-11
Отдел продаж
8 (800) 250-25-11 info@sbs-rus.ru
Техническая поддержка
8 (915) 150-87-77 teh@sbs-rus.ru
Перезвоните мне
Московская область, г. Химки, Транспортный пр-д, дом 2, этаж 2, офис 2.01, БЦ «Аврора»
СТРОЙБИЗНЕССЕРВИС
ЗОЛОТОЙ ДИЛЕР В МОСКВЕ

Новости и публикации компании СБС

Цифровизация транспорта. Как будут внедрять беспилотные машины, телематику и навигацию в России

Ассоциация «Автонет» созданная в рамках одного из направлений по экономическому и инновационному развитию для реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации в 2016 году. Во главе деятельности ассоциации лежат задачи призванные заниматься внедрением электрического транспорта, разработкой интеллектуальных комплексов, программных и аппаратных устройств, производством беспилотного автомобилестроения и других связанных с этим решений и услуг.
Согласно сделанным прогнозам, в 2035 году ожидается, что российский рынок Autonet составит порядка 1.17 триллионов долларов, а всемирные продажи - 12.7 триллионов долларов.

В НТИ «Автонет» вошли разнопрофильные научные институты, производственные предприятия, профильные институты, ученые и другие организации связанные с теми целями, которые стоят перед Ассоциацией.

Потребителями результата работ и производства «Автонет» рассматриваются такие участники как агрегаторы сервисов, операторы разнообразных сервисных платформ. Как вариант бизнес-моделей можно использовать результат деятельности Autonet при мониторинге автомобилей, видеонаблюдении, оказании технической поддержки на дорогах и оперативном реагировании при аварийных случаях, при получении оплаты за проезд, услуг по аренде всевозможного рода помещений хранения грузов, автомобильного транспорта, электронных парковках, логистических сервисах, изучения и составления маршрутов передвижения.

цифровизация транспорта

В перечень предоставления услуг входят поставщики электронных платежных систем, жилищно-коммунального хозяйства, V2X, ИТС, разнообразные автотранспортные предприятия и центры логистических услуг, GNSS, хранилища, создатели инфраструктурных проектов и другие.
Подключены к работе государственные надзорные и регулирующие органы, межведомственные организации, производственные предприятия по выпуску авто и специального транспорта различного назначения, комплектующих для них, разработчики аппаратно-программных продуктов, информационных и технологических платформ.
С расширением внедрения цифровизации, документ претерпел изменения и в новой интерпретации границы задач были расширены и разбиты на несколько основных направлений.

Телематические транспортные информационные системы

Под телематическими транспортными информационными системами подразумевается автоматическая передача, получение, сбор, обработка, подробный анализ информации, получаемой от датчиков мобильных устройств, работоспособности его узлов и механизмов, определение его местоположения в онлайн режиме и постоянного контроля эффективность использования транспортного средства, создание аварийных ситуаций и многое другое. Рассматриваемое направление стало основным на всем рынке эксплуатации автомобильных транспортных средств. Государство уделяет не малое внимание развитию и внедрению телематического оборудования. Разработаны различные нормативные документы для применения в инфраструктуре современных сервисов. Однако, следует отметить, что прогресс внутри сегмента идет неравномерно. Одни сектора деятельности развиваются и внедряются более активно, а другие реализовываются намного медленнее. Присутствуют факты дублирования функционала одного устройства с другим, при этом никакое из них не позволяет получать сведения от всех получаемых параметрах сразу.

Есть другие определенные проблемы. Компании-производители автомобильных транспортных средств при разработке закрывают, либо вносят ограничения к получаемой информации посредством штатных устройств. Поэтому, автосервисы, страховые компании, коммерческие структуры разрабатывают собственное приборы для получения и сбора сведений необходимых для водителя, автопредприятий эксплуатирующих транспортные средства, вынуждая их вести дополнительные финансовые расходы, тем самым вызывая определенные сложности и замедление развития предприятия. Согласно существующему законодательству требуется устанавливать не менее трех устройств с отдельными системами связи устанавливаемыми дополнительно к мониторинговому оборудованию действующему на транспортных средствах, радиостанций Си-Би диапазона и контроля грузов.

Требования в телематике в транспортной инфраструктуре на уровне законодательства абсолютно различны и очень сложно объединить их. Именно эти различия делают экономически не эффективным и технически сложным совмещение всех требований в один аппаратно-программный комплекс.
На ускоренное движение вперед сегмента телематики на транспорте значительно повлияли возможные риски, с которыми может столкнуться вся отечественная инфраструктура по мобильным перевозкам. За последние годы больше количество иностранных автопроизводителей открыли производственные площадки и рынки сбыта автомобилей. Они внедряют в России и свои технологии, которые нельзя назвать передовыми. По своей сути, это те инновации и модели которые уже применялись на их авторынке как минимум год назад или ранее. Рынок становится зависимым от импорта транспорта и технологий, что негативно сказывается на общее развитие страны.

Отсутствие или отставание российских разработок и производства в сфере создания беспилотников может сильно отразиться на безопасности страны. Это связано с тем, что полный контроль телематики будет находиться в руках иностранных корпораций. Мы только на начальном пути и шаги сделанные государством на законодательном, экономическом, технологическом уровнях являются главной основой развития отечественных сегментов цифровых сервисов как в автомобилестроении, логистике и других направлениях, основными пользователями которых являются, автопредприятия, логистические, страховые, лизинговые компании, различные ИТ-структуры, производители оборудования, автомобилей и многие другие. Беспилотный транспорт, комплексы оказания помощи водителю, мониторинга и контроля автотранспорта, комплексы сбора, хранения и обработки данных, телематическое оборудование - все это является основными направлениями в телекоммуникационном сегменте и входят в состав навигационно-информационных комплексов.
К навигационно-информационным комплексам можно с уверенностью отнести оборудование связи на объектах транспорта, дистанционная диагностика работоспособности и параметров работы электронных устройств, узлов автомобиля, оборудования повышения точности определения местоположения движущихся объектов, уменьшение погрешности наложения координат на карте, системы безопасности и поиска, телематические, мультисервисные платформы.
Повсеместное применение мобильных устройств подстегивает разработчиков программных продуктов обеспечивать пользователей необходимыми приложениями устанавливаемыми на операционные системы типа Андроид, iOS. Тем самым повышается мобильность использования телематических услуг, снижаются затраты пользователей на приобретение дополнительных компьютерных устройств.

Наиболее используемые приложения, связанные с навигацией на российском пространстве и пользующиеся популярностью у граждан являются: 2ГИС, Яндекс.Навигатор, СитиГид, Прогород, Навител Навигатор, Sygis. Помимо навигации, поиска и прокладки маршрута указанное программное обеспечение дает возможность видеть загруженность дорог, имеется голосовое управление, показывают данные об объектах, имеют режим дополненной реальности и ряд других функциональностей в зависимости от приложения.

Ведется деятельность по выработке способности синхронизации бортового оборудования автомобилей с приложениями на носимых устройствах. В Sygis уже сейчас присутствует функция синхронизации работы приложения с некоторыми навигационными приборами установленными в автомобиле.
Для автопроизводителей немаловажным фактором для повышения продаж является возможность предлагать клиентам продукцию со встроенными телематическими системами подключенными к определенным сервисам.  Наличие встроенных функциональных возможностей порой играют решающую роль в выборе автомобиля клиентом. Одним из главных на сегодняшний день - это система экстренного вызова водителя на случай если водителю понадобится помощь при поломке транспорта, ДТП, неожиданных проблем со здоровьем.
При ДТП для определения виновника аварии, восстановления обстоятельств происшествия, времени, точного местонахождения, скорости, наличие безопасного вождения, ускорения и другие параметры позволяют получать правильную, объективную картину происшествия.

Отдельного внимания заслуживают системы получения, обработки, анализа и хранения информации, а также их защиты от кибератак и взлома. Современный транспорт это сложное компьютеризированное устройство состоящее из множества датчиков. Основное количество информации о состоянии и работы узлов автомобиля проходит именно по CAN каналу. Навигационное оборудование подключенное к CAN-шине передает по радиоканалу 2G/3G/4G/Wi-Fi/V2I в облачный сервис сбора параметров. В этот сервис поступают разнообразные данные включая видеоизображение и аудиоданные. Обработанные данные предоставляются пользователю в виде удобном для восприятия. Популярен сервис для страховых компаний и каршеринговых услуг. Получая сведения о стиле езды, нарушениях правил ПДД компания принимает соответствующие решения по условиям взаимодействия индивидуально с каждым клиентом тем самым создавая новое создавая новое направление в страховании названное «умным страхованием». Благодаря наглядному представлению о плотности траффика на магистралях, дорогах как на местном, региональном или федеральном уровне определяются планы по строительству, модернизации дорог и развитию всей дорожной инфраструктуры в целом.

транспортная телематика

Используя мобильные приложения пользователи имеют возможность подключиться дистанционно к телекоммуникационному сервису и получать координаты о местонахождении, траектории и направлении движения, парковках, плотности трафика, заправках, ограничениях и препятствиях на маршруте следования, объездных путях, скорости движения, ориентировочном времени прибытия в точку назначения, сведения о светофорах, ограничениях скорости, установленных дорожных знаках, доступ к видеозаписям с регистратора, к аудиофайлам, посмотреть информацию о предстоящем техническом обслуживании, затратах на запасные части и расходные материалы, и многое другое. Специальные алгоритмы вычисления и преобразования данных позволяют делать безошибочный анализ состояния автомобиля для оперативного и правильного принятия решения. Использование искусственного интеллекта делает работу с показателями получаемыми от автомобиля и навигации максимально комфортной. Концерн Toyota внедрила в свои автомобили проект под названием iConcept-I, который создает максимальный комфорт для водителей запоминая положения зеркал, кресла, принимает голосовые команды, определяет качество здоровья и эмоциональное состояние.

Развитие искусственного интеллекта особо сильно отражается на разработках бесплотного автомобиля. Быстрый и правильный анализ дорожной обстановки, поведение попутно и встречно движущихся транспортных средств (включение поворотников, траекторию движения, ускорение, торможение, скорость) и много других факторов должны быть учтены, обработаны и превращены в соответствующие команды. Необходимо учесть и состояние дорожной обстановки. Она может быть спокойной, а может быть и сложной.

Автономность работы транспортного средства зависит от уровня участия человека в процесс управления. Автономность разделяют на несколько уровней. Например: ABI Research подразумевает всего три простых уровня в своих исследованиях: роботизированные комплексы, помощник, второй пилот. Мировое общество инженеров транспорта (SAE J3016) взяло за основу шесть категорий, которые основаны на контроле окружающей среды, манипуляции с автомобилем, опираясь на анализ получаемых данных, манипуляций с рулем, торможения, ускорения. На данный момент это наиболее распространенная в мире система.

Беспилотники, согласно технологии V2X, должны передавать информацию между собой повышая безопасность на дороге. Если принять во внимание другие аспекты, беспилотные автомобильные транспортный средства могут стать уязвимы к кибератакам.
Они могут представлять огромный интерес для хакеров. Поэтому, очень важно параллельно с разработкой беспилотных проектов принимать меры защиты от взлома.
Современные автогиганты-производители огромное внимание уделяют внедрению в мобильные средства систем помощи водителям сокращенно называемые ADAS.

Разделяются они на несколько типов исходя из стоящих перед ними задач:

  • Адаптивные, которые меняют свое поведение от состояния окружающей обстановки;
  • Автоматизированные - делают процесс управления автомобильным транспортом легче;
  • Мониторинговые - определяют необходимо ли вмешиваться в управление транспортным средством посредством информации получаемой от видеокамер, датчиков, радаров, лидаров и прочее;
  • Предупреждающие - информируют водителя о возникновении риска столкновения и других не предвиденных и чрезвычайных ситуациях на дороге.

ADAS подразумевают использование большого количества датчиков, видеокамер и аудио устройств, которые устанавливаются как на заводе изготовителе, а также устанавливаются в виде дополнительных опций специализированными сервисными компаниями в постпродажный период. Все датчики, системы видео и аудио контроля подключаются к единому блоку управления. Каждый из датчиков несет определенную задачу, а порой на основе получаемых данных с нескольких устройств искусственный интеллект принимает решение. Радарные системы позволяют оказывать содействие при парковках как передних, так и задних, контролируют слепые зоны и тормозные системы.
Видеокомплексы позволяют держать автомобиль внутри своей полосы движения, классифицирует объект, распознает дорожные знаки, регулирует угол наклона передних фар.

Интеллектуальная городская мобильность

Густонаселенность городов ставит дополнительные задачи на транспортную инфраструктуру. Согласно данным предоставленных ООН около 70 процентов населения в мире будут жить в городах уже к 2050 году. Поэтому сейчас надо всерьез задуматься о создании комфортной среды для всех категорий городских жителей. Каждый человек должен получить возможность быть мобильным и передвигаться несмотря на свои физические возможности, возраста, финансового уровня, места жительства. Необходимо, чтобы каждый гражданин был максимально интегрирован в социальную систему полностью равноправным.

интеллектуальная городская мобильность

Транспортные услуги должны постоянно развиваться предоставляя все более широкие возможности при высоком качестве. Необходимо вводить новые или обновленные  бизнес-модели по прокату автомобилей, дистанционному бронированию, определению логистических маршрутов передвижения, обеспечение безопасности на дорога и при перевозке пассажиров. Особое внимание необходимо уделить экологической ситуации и защите окружающей среды, связанной с вредными выбросами в атмосферу при использовании транспорта, так как от этого зависит здоровье людей.

Транспортно-логистические услуги

Транспортная логистика это важная составляющая позволяющая оперативно и с меньшими финансовыми потерями осуществлять деятельность по перевозке грузов. Она имеет существенное воздействие на экономику всей страны в целом. В последние годы сложная экономическая ситуация и пандемия оказали серьезное влияние на этот сектор. Внедрение электронного документооборота между компаниями, развитие онлайн-услуг увеличили количество грузовых перевозок, значительно подняли требования к качеству оказания складских и логистических услуг. Начали широко внедряться телематические системы логистическими компаниями для увеличения объемов грузоперевозок, более грамотному построению маршрутов, снижение затрат на топливные ресурсы, отслеживание целостности товаров, своевременность доставки грузов, значительное уменьшение сбоев и потерь связанных с человеческим фактором, отслеживание грузов по всему маршруту передвижения. Увеличилась прозрачность всех бизнес-моделей и бизнес-процессов, которые в результате повышают доверие клиентов.
Внедрение в работу складов роботизированных комплексов и автоматизации процессов оптимизирует работу складов тем самым уменьшая количество тяжелых физических работ персоналом.

цифровизация

Развитие транспортных и логистических услуг должно оказать существенное значение на экономику страны. Необходимо создать эффективные, единые транспортно-логистические структуры. Без помощи государства, разработки законодательной и правовой базы, стимулирования цифровых сервисов, перехода на электронный документооборот, кураторства над развитием транспортно-логистических услуг сделать это будет невозможно. Необходимо привлекать инвестиции из вне, объединять рынок, сокращать количество барьеров, постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу и всю транспортную инфраструктуру страны в целом.

Оснастить системой транспортного мониторинга можно любой автопарк или предприятие со своим транспортным хозяйством, что дает:

  • Оперативное управление всем транспортным хозяйством;
  • Проведение итогов работы предприятия;
  • Существенное снижение затрат на приобретение топлива;
  • Планирование всех перемещений транспортных средств.

С вопросом оснащения системой мониторинга транспорта лучше обращаться в надежную и проверенную профильную организацию. Например, в компанию ООО «СтройБизнесСервис», которая более 10 лет является сертифицированным интегратором на рынке систем транспортного мониторинга. Где можно заказать современное телематическое оборудование на основе ГЛОНАСС/GPS с полным монтажем и техническим обслуживанием. А на устанавливаемую аппаратуру спутниковой навигации можно получить пожизненную гарантию.